понедельник, 20 января 2020 г.

Что делать, чтобы ребёнок УМЕЛ ПИСАТЬ?

Как научить ребёнка писать? Этот немаловажный вопрос стоит перед родителями и педагогами. Многие думают, что надо как можно раньше купить прописи и усадить ребёнка за стол. Вы думаете, что так появится почерк?  Не появится! И ПИСАТЬ так ребёнок НЕ НАУЧИТСЯ!

Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыка письма, то пока она не сформируется, ничего не получится. В лучшем случае закрепится неправильный навык, дефективный, где на каком-то из этапов письма одна функция берёт на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный навык на правильный сам по себе не поменяется. 
Во-вторых, прописи учат не письму, а списыванию и срисовыванию. Ребёнка можно замучить прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк. Но как только ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, конспекты, сочинения), этот красивый почерк «уедет», потому что он — ещё не навык письма.
Эти пункты о том, что бесполезно. Теперь перейдём к тому, что же нужно делать.

Чтобы записать какую-то фразу, ребёнку надо:
различать все звуки произнесённой фразы, 
вспомнить образ каждой буквы, 
повторять её про себя, чтобы записать строчку целиком, 
в процессе думать о правилах и смысле того, что пишешь. 
Что же можно сделать для того, чтобы ребёнок НАУЧИЛСЯ ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО, КРАСИВО и ГРАМОТНО?
1. Как развивать функцию звукоразличения 
За этот этап отвечает фонематический слух. Проблемы с фонематическим слухом чаще бывают у детей с проблемами в звукопроизношении и звуковосприятии. Именно поэтому много внимания надо уделять звукопроизношению в дошкольном возрасте.
Специалисты рекомендуют решать проблемы с фонематическим слухом до начала обучения чтению (это не всегда обязательно) и письму (а вот это желательно). В качестве игры для развития фонематического слуха можно выбрать задания, где ребёнку надо найти ошибку. Например, вот такие из пособия Александры Бубновой «Развитие речи». 
— К нам в окно залетел лук (жук); 
— У дедушки на груди педаль (медаль); 
— Мальчик в конце письма поставил бочку (точку); 
— На асфальт упала лень (тень); 
— Из трубы идёт дом (дым); 
— В океане живёт кит (кот); 
— Спит на заборе кит (кот); 
— Дедушка с пасеки принёс лёд (мёд). 
Другая игра: вы договариваетесь с ребёнком, что он должен хлопать, когда услышит звук «л» («р», «м», «п» и другие). Мама произносит слова, а ребёнок хлопает в нужный момент. 
Ещё одна игра – игра в слова. Когда каждый игрок придумывает слово на звук, которым заканчивалось слово, сказанное предыдущим игроком. Причём, важно, чтобы ребёнок выделял этот последний звук сам, сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.
В эти игры можно играть в любое время: в очереди, в машине, где угодно. Если игры вызывают у ребёнка затруднение — обязательно обратитесь к логопеду. 
 2. Образ буквы 
За этот и следующие этапы отвечает зрительное восприятие, для его работы необходимо созревание сразу нескольких функций 
Зрительно-пространственное восприятие и узнавание 
Эту способность ребёнка отлично развивают игры на узнавание предметов по контуру, геометрическое лото, поиск изображений среди наложенных друг на друга. Для подготовки к письму лучше иметь дело с образами и изображениями букв.
Повесьте в квартире доску для рисования мелом или маркером и договоритесь с ребёнком о шифре: буква «А», написанная на доске, будет означать «Мамочка, дай, пожалуйста, попить», буква «Б» — «Завтрак готов, садись есть». Можно брать пять-семь букв и раз в неделю менять шифр. Спустя время усложните задание (кажется, папа разгадал наш шифр). Теперь рисуйте только половину буквы (по горизонтали или по вертикали), пишите букву пунктиром, пишите отдельный элемент буквы. 

Зрительная память 
Почему-то в образовательной традиции главный способ развития памяти — это изучение стихов наизусть. Видов памяти гораздо больше, чем тренируется стихами, но в данном случае нас интересует зрительная.
На коррекционных занятиях  я предлагаю детям одну игру, которая им очень нравится и которую абсолютно  не сложно организовать в любых условиях: дома, во время поездки в поезде, в автобусе, в автомобиле  или в самолёте. Для этого не нужны специальные приспособления, стоит просто оглянуться вокруг или поискать в дамской сумочке несколько обычных небольших предметов. Например: пуговица, скрепка, пазл, магнитик, игрушка из киндер-сюрприза, монетка, кнопка, карандаш и т.д. Выложить все эти предметы перед ребёнком, предложить рассмотреть и попросить  запомнить. Затем ребёнок отворачивается (закрывает глаза), убираем один предмет и просим ответить: «Чего не стало?» (или меняем местами предметы, или меняем зелёную пуговицу на сиреневую и спрашиваем: «Что изменилось?», или добавляем предмет и спрашиваем: «Что появилось?») В зависимости от возраста и возможностей ребёнка меняем (увеличиваем или уменьшаем) количество предметов. Помним, что игра не должна быть слишком простой – она должна развивать, но и не должна быть непосильно сложной – дайте ребёнку почувствовать «ситуацию успеха» и возможность поверить в свои силы.
Можно играть в «Мемори», а можно каждый вечер просить ребёнка запомнить расположение баночек и бутылок на полке в ванной, а утром ответить на вопрос «что изменилось». Это сложнее, но и важнее, чем игра в «Мемори», потому что долговременное запоминание имеет большее значение, чем кратковременное. 3. Способность писать буквы 
Зрительно-моторная координация 
Я знаю пароль, я вижу ориентир, но попасть туда не могу. Не созрела зрительно-моторная координация. Ребёнок целится ручкой в строчку, но не попадает — ошибка происходит на одном из этапов передачи информации «глаза — мозг — рука».
Лучшую игру для развития этой функции дети придумали сами — лопать мыльные пузыри. Задача, кстати, не из простых. Амплитуда движения руки большая, пузырь всё время перемещается, ещё попробуй попади. Отличные игры — когда надо попасть по мячику ракеткой. Необязательно играть, можно бить по воланчику или шарику об стену. Незаменимые игры на воздухе: бадминтон, настольный теннис, а с малышом игры с мячом, например «Съедобное-несъедобное», к тому же она ещё и словарный запас обогащает и учит классифицировать. И очень полезно с точки зрения физического развития, потому что развивает ещё и саму руку, и плечевой пояс. И к тренировке моторного навыка добавляется необходимость думать и принимать решение (в школе ребёнку придётся не только писать, но и улавливать смысл).
Усложняйте и меняйте свою игру. Меняйте съедобное и несъедобное на имена девочек (ловим) и мальчиков (не ловим), на названия стран и городов, на живое и неживое. Уменьшайте мячик для игры, пусть в итоге дети играют теннисным мячиком.
Для развития зрительно моторной-координации подойдёт ещё один неожиданный способ.
Купите лазерную указку и носите её с собой. Когда в очереди или в машине выдаётся минутка, берите указку и обводите с ребёнком вывески на зданиях или кабинетах поликлиники. Сначала можно обводить вывеску по контуру, а позже — каждую букву. Вот сколько полезных развивающих занятий можно найти вокруг себя в повседневной жизни.
Моторные навыки 
Слитное письмо — навык нефизиологичный, но важный. Он упрощает письмо и экономит время. В масштабах эволюции время, которое человек использует письмо, так ничтожно малО, что наши руки под него подстроиться не успели и поэтому устают. Не только руки, но и весь плечевой пояс. 
Развитию моторных навыков снова поможет бадминтон, игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, плавание и акробатика. 
Чтобы развивать его и дома, договоритесь с ребёнком, что в ванную вечером вы ходите только «тачкой». Руки на полу, мама держит за ноги и «везёт тачку». Играйте так всего одну минуту, но каждый день. 
Или привяжите к двери ванной верёвку, а к её концу — палочку. И ребёнок, чтобы до ванной дойти, должен накрутить всю веревку на палку, как на веретено. А если ребёнок не один, можно даже устроить соревнования: к верёвочке привязать карандаши с двух сторон а в середине прикрепить колокольчик. Кто первый накрутит до колокольчика, тот выиграл. Это отличная тренировка лучезапястного сустава и снова замечательное упражнение всего на одну минуту в день. 
 Получается, ребёнку совсем не писать? 
Нет, почему же, писать. Но давайте договоримся, что прописей будет ровно столько, сколько требует школьная программа, и ни строчкой больше. А писать он будет под диктовку и от своего имени. 
Договоритесь с ребёнком каждый вечер писать друг другу записку из одного предложения, а утром ими обмениваться. 
Сообщите, что заявки на завтрак и ужин принимаются теперь только в письменном виде. Хочешь блины — так и напиши. 
Попросите ребёнка помогать вам с покупками. Вы диктуете список необходимого — он пишет, а в магазине вычеркивает уже положенное в корзину. 
Увеличивать объём письма можно только после того, как улучшится его качество. Попытки писать и писать, когда навык ещё «не созрел» приведут к автоматизации переписывания и искажённому навыку. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Зима. Признаки зимы.

  Расскажи что ты знаешь о зиме... Сложи пазл...  https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1e43ac1865a6