четверг, 23 января 2020 г.

«Логопедические минутки» на уроках русского языка в начальной школе.

Ежегодные обследования учеников начальной школы показывают, что процент детей испытывающих трудности освоения письменной речи растет. А ведь письменная речь — это средство дальнейшего получения знаний учеником. Равноправными составляющими письменной речи являются чтение и письмо. Письмо включает в себя ряд специальных операций:
1. Анализ звукового состава слова.
    а) Определение количества и последовательности звуков в слове.
    б) Уточнение звуков.
2. Перевод фонем в графемы.
3. Перевод графем в кинемы.
 Исследования А.Р. Лурии показали, что «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы.» Для более легкого освоения первоклассниками навыка письма я предлагаю ввести «логопедические минутки» на уроках русского языка.
  На «логопедических минутках» в первом классе можно использовать следующие задания:
1. Определение количества звуков в слове при помощи карточек цифрового ряда.
 Перед ребенком лежат маленькие карточки (1см на 2 см). На каждой карточке написана цифра от 1 до 7. Ребенок на распев произносит слово и выдвигает по одной карточке на каждый произнесенный звук в слове. Цифра, которая написана на последней выдвинутой карточке укажет количество звуков в этом слове. Далее ребенок записывает слово и проверяет количество букв. Слова берутся без мягкого и твердого знаков.
2. Указать место звука в слове с опорой на цифровой ряд.
  а) Какой по счету звук «р» в слове крот и т.д. Запиши цифру.
  б) Запиши третий звук в слове мак, второй звук в слове дом, первыи звук в слове торт. Какое получилось слово? (кот).
3. Записать под диктовку слоги.
  а) Добавь к слогу одну букву, получи слово.
  б) Добавь к слогу свой слог, получи слово.
4. Записать только гласные буквы.
 Учитель диктует слово, ученик записывает гласные буквы.
 Слова: рак, дом, мир и т. д.
 У учеников 2-х — 4-х классов чаще всего встречаются ошибки связанные с несформированностью действий звукового анализа. Это пропуск, перестановка, вставка букв или слогов. Для профилактики и преодоления таких ошибок я предлагаю следующие задания:
1. Определить количество звуков в слове по слуху, записать цифру.
2. Записать буквы, обозначающие четвертые звуки в словах: блесна, арбуз, трава, белка, куст. Из полученных букв образуй слово. (куст). Какая буква лишняя? (в).
3. Отгадать и записать слово.
- первый звук в загаданном мною слове такой, как второй в слове каша
- второй звук в загаданном мною слове такой, как четвертый в слове цифра
- третий звук в загаданном мною слове такой, ка первый в слове кот
- четвертый звук в загаданном мною слове такой, как шестой в слове голова
                                         (арка)
4. Восстановить слова.
   Учитель диктует слова: ваза, поле, язык, домик.
   Ребенок записывает только гласные «а а, о е, я ы, о и».
   Учитель снова диктует эти слова, ребенок на следующей строчке записывает только согласные «в з, п л, з к, д м к».
   Третья строчка остается чистой. На этой строчке ребенок в конце урока восстанавливает продиктованные слова.
    Пример:            а а          о е        я ы       о и
                              в з           п л       з к        д м к
                             ваза        поле     язык     домик.
 На «логопедической минутке» можно использовать одно или несколько из предложенных заданий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий